Ответственность

Ответственность

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ          

Во время мирных собраний, особенно многочисленных, участниками и организаторами мирных собраний могут умышленно или без умысла совершаться действия, содержащие признаки мелких правонарушений, административная ответственность и наказание за которые могут колебаться от предупреждения или штрафа до административного ареста на срок до 15 суток.

С целью предотвращения и предупреждения недоразумений или негативных ситуаций во время мирных собраний предлагаем ознакомиться с перечнем противоправных действий за которые предусмотрена административная ответственность согласно Кодекса Украины об административных правонарушениях.

 

Мелкое хулиганство – нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (ст. 173 КУоАП)

Таким правонарушением будут, в том числе, оскорбительные высказывания в адресс прохожих, представителей власти, участников контрсобраний, работников Национальной полиции, обеспечивающих охрану митингующих и окружающих.

Стрельба из огнестрельного или холодного метательного оружия, устройств для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия или пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду в не отведенных для этого местах (ст. 174 КУоАП)

Ответственность за такое правонарушение будет наступать даже при наличии у стреляющего лица законного разрешения на ношение и использование оружия, так как в условиях толпы любые действия с оружием создают опасность нанесения повреждений или неконтролируемой паники среди участников.

Распитие пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, что оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность (ст. 178 КУоАП)

Работники Национальной полиции имеют право наложить административное взыскание (штраф 17 – 85 грн.), если участник мирного собрания непосредственно во время его проведения употребляет алкогольные напитки или пьяный, имеет непристойный вид (грязный, полуодетый), находится в неадекватном состоянии.

Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию полицейского при исполнении им служебных обязанностей (ст. 185 КУоАП) 

«Злостность» неповиновения предусматривает отказ от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных законных требований или предписаний полицейского, или вызывающее отказ, что демонстрирует явное пренебрежение к правоохранителям.

Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст. 185-1 КУоАП) 

Действующее украинское законодательство не содержит положений относительно порядка организации либо проведения мирных собраний. Поэтому главным для организаторов и митингующих является соблюдение общепринятых правил поведения и несовершение административных или уголовных правонарушений.

Публичные призывы к невыполнению распоряжений или требований полицейского в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка или распространение заведомо ложных сведений с целью провокации неповиновения законному требованию полицейского, если эти действия привели к нарушению общественного порядка (ст. 185-7 КУоАП) 

Такими действиями будут, например, попытки кого-то из участников митинга убедить других лиц не выполнять законное требование полицейского о прекращении повреждения имущества (витрин, автомобилей и т.д.).


Общественный порядок – это безопасность жизни и здоровья, чести и достоинства граждан, сохранности имущества, нормальное функционирование предприятий, учреждений, организаций и их работников.
Во время проведения мирных собраний главной целью охраны общественного порядка будет обеспечение безопасности граждан и мирного характера митинга.

Нарушение правил хранения, ношения или перевозки наградного, огнестрельного охотничьего или холодного оружия, а также пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета пули свыше 100 метров в секунду и боевых припасов гражданами, имеющими соответствующий документ разрешительного характера, выданный уполномоченным государственным органом на хранение указанного оружия (ст. 191 КУоАП)

Законодательством определен порядок обращения с оружием, которым граждане законно владеют. Порядок ношения и хранения включает требование разряженного состояния оружия и перемещение его только в специально приспособленных для этого чехлах, а также наличия при себе соответствующего разрешения, выданного органами полиции.

ВАЖНО!

Подчеркиваем, что наличие у участников мирных собраний оружия само по себе ставит под сомнение мирные намерения митингующих и может создавать опасность для окружающих. Также это может служить поводом для полиции, чтобы применить к лицу с оружием силу, в том числе спецсредства для прекращения соответствующего правонарушения.

 

Применение специальных средств самообороны с нарушением установленных правил (ст. 195-3 КУоАП) 

Специальные средства самообороны – газовые баллончики, газовые пистолеты и револьверы, патроны к ним, заряженные веществами слезоточивого и раздражающего действия. Порядок их применения определен законодательством.

Газовые баллончиков продаются гражданам, достигшим 18 лет, без каких-либо разрешений.
Для приобретения газовых пистолетов и револьверов необходимо разрешение органов внутренних дел. Такое разрешение также обязательно нужно иметь при себе при ношении этого оружия.

ВАЖНО!

Специальные средства самообороны запрещается применять в случае значительного скопления людей, а также к сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

 

Нарушение порядка использования пиротехнических средств (ст. 195-6 КУоАП) 

Пиротехнические средства – специально приспособленные предметы, которые при поджигании взрываются, вызывают дымовой, звуковой, световой или тепловой эффект.

ВАЖНО!

Применение пиротехники временно запрещено во многих городах Украины (в том числе Киеве, Львове, Харькове, Запорожье, Тернополе и других) решениями местных органов власти.

 

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ                        

Во время проведения мирных собраний участники и организаторы должны придерживаться общих правил поведения в общественных местах, не провоцировать и не вступать в конфликты друг с другом, с участниками контрсобраний, правоохранителями и гражданами.

Ниже приведен неисчерпаемый перечень действий, которые согласно Уголовному кодексу Украины признаются преступлениями и наказываются, в том числе лишением свободы на различные сроки.

Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти, а также сговор о совершении таких действий или публичные призывы к этому, а также распространение материалов с призывами к совершению таких действий (ст. 109 УК Украины)

Перечень таких действий в законодательстве отсутствует из-за объемности понятий «конституционный строй» и «государственная власть». Ответственность, например, наступает за призывы к совершению конкретных действий для создания незаконных вооруженных формирований с целью захвата власти в государстве.
Публичные призывы предусматривают открытое обращение к широкому кругу лиц, поэтому обращение к нескольким гражданам преступлением не считается.

Умышленные действия, совершенные с целью изменения границ территории или государственной границы Украины в нарушение порядка, установленного Конституцией Украины или публичные призывы, или распространение материалов с призывами к этому (ст. 110 УК Украины)

В качестве примера совершения преступления, предусмотренного ст. 110 УК Украины, можно привести проведение митингов, на которых призывают к созданию на конкретной части территории Украины (области, регионе) отдельного государства или присоединения определенной части Украины к другой стране. 

Совершение с целью ослабления государства взрывов, поджогов или иных действий, направленных на массовое уничтожение людей, причинение телесных повреждений или иного вреда их здоровью, на разрушение или повреждение объектов, имеющих важное народнохозяйственное или оборонное значение (диверсия) (ст. 113 УК Украины)

Совершение таких взрывов, поджогов или повреждений, как правило, сочетается с другими преступлениями против национальной безопасности и направлено на распространение паники и запугивание большого количества людей или предотвращение работы объектов государственного значения, таких как железнодорожные узлы, предприятия оборонного комплекса.

Препятствование законной профессиональной деятельности журналистов; влияние в любой форме на журналиста с целью препятствования выполнению им профессиональных обязанностей или преследование журналиста в связи с его законной профессиональной деятельностью (ст. 171 УК Украины)

Препятствование журналистской деятельности включает незаконное изъятие собранных, обработанных, подготовленных журналистом материалов и технических средств, которыми он пользуется в связи со своей профессиональной деятельностью, а также любое другое умышленное препятствование осуществлению журналистом законной профессиональной деятельности.

Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах (более 240 тыс. грн.) или совершенное путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, или повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия (ст. 194 УК Украины)

Это может быть, как правило, разрушение витрин и помещений ближайших магазинов и поджога или повреждения автомобилей, припаркованных рядом.

Угроза уничтожения чужого имущества путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, если имелись реальные основания опасаться осуществления этой угрозы (ст. 195 УК Украины)

Реальными основаниями может быть, например, наличие в руках у лица, которое угрожает, взрывного устройства или похожего на него предмета.

Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами: ношение, хранение огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения; ношение кинжалов, финских ножей, кастетов или другого холодного оружия без предусмотренного законом разрешения (ст. 263 УК Украины)

Законодательством определен порядок обращения с оружием, которым граждане законно владеют.

Порядок ношения и хранения включает требование разряженного состояния оружия и перемещение его только в специально приспособленных для этого чехлах, а также наличия при себе соответствующего разрешения, выданного органами полиции.

Огнестрельное оружие – это оружие, предназначенное для поражения целей снарядами, которые получают направленное движение в стволе и имеют достаточную кинетическую энергию для поражения цели, находящейся на определенном расстоянии;

Боеприпасы – специально изготовленные изделия одноразового использования, предназначенные для поражение целей в условиях вооруженной борьбы, самообороны, охоты, спорта. К ним относятся патроны к нарезному огнестрельному оружию различных калибров, а также заряженные патроны к гладкоствольным охотничьим ружьям, охотничий порох и капсюли;

Взрывчатые вещества – твердые, жидкие или газообразные вещества, или смеси веществ, которые детонируют при их использовании в качестве первоначального, ускорительного или главного заряда в боеголовках, устройствах для разрушения и в других целях;

Взрывные устройства – специально изготовленные промышленным или самодельным способом устройства одноразового применения, которые при определенных обстоятельствах могут взорваться с образованием поражающих факторов с помощью использования энергии химического взрыва;

Кинжалы и финские ножи – виды холодного оружия, которое характеризуется наличием рукоятки с упором, что ограничивает вхождение лезвия в тело и клинка специфической формы: у кинжала – длинный, узкий, заточенный с обеих сторон, с острым концом, а у финского ножа – короткий, толстый, заточен с одной стороны и с изогнутой острой стороной;

Кастет – вид холодного оружия ударного действия, металлическая пластина с отверстиями для пальцев;

Другое холодное оружие – предметы и устройства, конструктивно предназначенные и по своим свойствам пригодные для неоднократного причинения путем непосредственного воздействия тяжелых (опасных для жизни в момент причинения) и смертельных телесных повреждений, действие которых основано на использовании мышечной силы человека.

Умышленное разрушение или повреждение путей сообщения, сооружений на них, подвижного состава или суден, средств связи или сигнализации, а также другие действия, направленные на приведение указанных предметов в непригодное для эксплуатации состояние, если это повлекло или могло повлечь аварию поезда, судна или нарушило нормальную работу транспорта или создало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий (ст. 277 УК Украины)

Пути сообщения – автомобильные дороги, железнодорожные или монорельсовые пути, водные пути, воздушные линии и тому подобное.

Важным признаком совершения такого преступления будет умысел на совершение конкретных действий для достижения результата. Примером таких умышленных действий будет, среди прочего, разрушение систем питания светофоров или существенное повреждение железнодорожных путей.

Блокирование транспортных коммуникаций путем установки препятствий, отключения энергоснабжения или иным способом, которое нарушило нормальную работу транспорта или создавало опасность для жизни людей или наступления иных тяжких последствий; захват вокзала, аэродрома, порта, станции или другого транспортного предприятия, учреждения или организации (ст. 279 УК Украины)

Транспортные коммуникации – пути сообщения, сооружения на них, средства сигнализации и связи всех видов транспорта, трубопроводы, компрессорные станции и т.д.
Мирные собрания могут в той или иной степени ограничивать движение транспорта, поскольку, например, тротуары не всегда способны вместить всех участников.

В то же время Уголовный кодекс Украины выделил наиболее важные стратегические объекты, нормальная работа которых должна обеспечиваться бесперебойно. Преступлением, например, является установление на дорогах международного значения баррикад или создание мощных завалов на железнодорожных путях.

Организация массовых беспорядков, которые сопровождаются насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества, захватом зданий или сооружений, насильственным выселением граждан, сопротивлением представителям власти с применением оружия или других предметов, которые использовались как оружие, а также активное участие в массовых беспорядках (ст. 294 УК Украины)

Массовые беспорядки – противоположность мирным собраниям и более опасное деяние, чем групповое нарушение общественного порядка.

Это объясняется как привлечением большего количества участников, так и серьезностью последствий: причинение телесных повреждений гражданам, использование оружия, значительное повреждение имущества, провокация и столкновения с полицейскими и тому подобное.

Призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку, публичные призывы к погромам, поджогам, уничтожению имущества, захвату зданий или сооружений, насильственному выселению граждан, которые угрожают общественному порядку, а также распространение, изготовление или хранение с целью распространения материалов такого содержания (ст. 295 УК Украины)

Привлечение к уголовной ответственности за такие призывы возможно, только если они обращены к большому количеству людей.

Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка по причине явного неуважения к обществу, сопровождающееся особой дерзостью или исключительным цинизмом (ст. 296 УК Украины)

Особая дерзость – грубое нарушение общественного порядка которое сопровождалось, например, насилием с нанесением потерпевшему побоев или причинением телесных повреждений, издевательством над ним, уничтожением или повреждением имущества, срывом массового мероприятия, временным прекращением нормальной деятельности учреждения, предприятия или организации, движения общественного транспорта и т.д.;

Исключительный цинизм – действия, объединенные с демонстративным пренебрежением к общепринятым нормам морали, например, проявлением бесстыдства, издевательством над больным человеком, ребенком, лицом преклонного возраста или таким, который находился в беспомощном состоянии, и прочее.

Изготовление, распространение коммунистической, нацистской символики и пропаганда коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов (ст. 436-1 УК Украины)

Изготовление, распространение, а также публичное использование символики коммунистического режима включает в себя, например, использование во время митингов флагов СССР или распространение сувенирной продукции с соответствующими изображениями.

Захват зданий или сооружений, обеспечивающих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, с целью незаконного пользования ими или препятствования нормальной работе предприятий, учреждений, организаций (ст. 341 УК Украины)

Например, вторжение в помещение областного, городского (районного) совета группы митингующих и блокирования ими доступа работников к рабочим местам.

Сопротивление представителю власти, работнику правоохранительного органа при исполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка (ст. 342 УК Украины)

В отличие от административной ответственности, если лицо отказывается от выполнения требований правоохранителей, уголовная ответственность предусмотрена за противодействие, объединенное с физическим сопротивлением.

Общественный порядок включает в себя безопасность жизни и здоровья, чести и достоинства граждан, сохранности имущества, нормальное функционирование предприятий, учреждений, организаций и их работников. Во время проведения мирных собраний главной целью охраны общественного порядка будет обеспечение безопасности мирных граждан и мирного характера собрания.

Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа в связи с выполнением им служебных обязанностей (ст. 345 УК Украины) или касательно журналиста в связи с осуществлением им законной профессиональной деятельности (ст. 345-1 УК Украины)

При общении с правоохранителями или журналистами необходимо быть взвешенными и корректными, поскольку угрозы, высказанные в пылу спора, могут быть квалифицированы как совершение митингующим преступления.

Умышленное невыполнение приговора, решения, определения, постановления суда, вступивших в законную силу, или препятствование их исполнению (ст. 382 УК Украины):

Указанная статья касается, в том числе, невыполнения решений суда об ограничении или запрете проведения мирного собрания.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ                      

Административное задержание и/или личный досмотр возможны с целью:

  • пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия
  • установления лица
  • составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте совершения.

 

ВАЖНО!

Поверхностная проверка заключается в осуществлении визуального осмотра человека, проведении по поверхности одежды рукой или специальным прибором или средством, визуальном осмотре вещи или транспортного средства.

Поверхностная проверка отличается от личного досмотра, который проводится лицом одного пола с тем, кого осматривают, в присутствии двух понятых того же пола с обязательным составлением протокола. Правоохранители также обязаны сообщить основание осмотра.

 

Об административном задержании составляется протокол, в котором обязательно указываются время и основания для задержания. Протокол составляется на бланке.

О месте пребывания задержанного полицейские немедленно сообщают родственникам и, по его просьбе, работодателю или уполномоченному им органу.

Также уведомляются центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи *, кроме случаев, если лицо защищает себя лично или пригласило защитника.

* лица, к которым применено административное задержание, имеют право на осуществление представительства их интересов в судах, органах внутренних дел, перед другими лицами; составление документов процессуального характера.

 

Срок административного задержания – не больше 3 часов, отсчет времени считается с момента фактического задержания.

При этом, задержать для установления личности гражданина, который не совершал правонарушений и не имеет при себе документов, могут только в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, учитывая меры по обеспечению национальной безопасности и обороны.

УГОЛОВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ                      

Уполномоченное должностное вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления  лицо без постановления следственного судьи, исключительно в преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы ,и если:

  • лицо застигнуто при совершении преступления или покушения на его совершение
  • непосредственно после совершения преступления, очевидцы, в том числе потерпевший, или совокупность очевидных признаков на теле, одежде или месте происшествия указывают на то, что именно это лицо совершило преступление.

 

ВАЖНО!

Отсчет времени задержания начинается с момента, когда лицо силой или через подчинение приказу вынуждено оставаться рядом с лицом, которое его задержало или в определенном им месте, а не с момента составления протокола о задержании. 

Обратите внимание:

Обыск задержанного может быть проведен только по решению следователя, прокурора, если есть достаточные основания полагать, что он прячет при себе предметы или документы, имеющие значение для расследования.

Обыск лица осуществляется лицами того же пола с обязательным участием не менее 2 понятых.

Задержанный имеет право требовать проведения такого обыска в присутствии адвоката или представителя.  

 

ЛИЦО, ОСУЩЕСТВИВШЕЕ ЗАДЕРЖАНИЕ, ДОЛЖНО:

— Немедленно сообщить:

  • основания задержания
  • в совершении какого преступления подозревают задержанного;

Разъяснить право:

  • иметь защитника;
  • получать медицинскую помощь;
  • давать объяснения или не говорить ничего по поводу подозрения против себя;
  • немедленно уведомить других лиц * (родственников, членов семьи, других лиц по выбору) о задержании и местонахождении;
  • требовать проверку обоснованности задержания;
  • другие процессуальные права

* Если во время задержания возникли основания для обоснованного подозрения, что Вы можете повредить досудебному расследованию при сообщении о задержании, лицо, осуществлявшее задержание, может сообщить родственникам, членам семьи, другим лицам по выбору задержанного самостоятельно, но без нарушения требования по неотложности.

Немедленно сообщить о задержании в соответствующий Центр предоставления бесплатной правовой помощи, который обеспечивает прибытия защитника *

*Адреса  и веб-сайты Центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи Вы можете найти по следующей ссылке: https://bit.ly/2RGd4t9

О задержании составляется протокол, в котором также фиксируются ходатайства, заявления или жалобы задержанного.

После задержания лицо обязаны немедленно доставить в ближайшее подразделение органа досудебного расследования (отдела полиции). Если доставка задержанного длилась дольше, чем объективно необходимо, следователь обязан провести проверку для решения вопроса о виновности лица, проводившего задержание.

ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО, ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА ПРЕБЫВАНИЕ ЗАДЕРЖАННЫХ  (это может быть следователь), ОБЯЗАНО:

  • немедленно зарегистрировать задержанного;
  • разъяснить ему основания задержания, права и обязанности;
  • немедленно освободить после исчезновения оснований для задержания или истечения срока задержания;
  • обеспечить надлежащее поведение и соблюдение конституционных прав задержанного;
  • обеспечить фиксацию всех действий, проводимых с привлечением задержанного;
  • обеспечить безотлагательное предоставление медицинской помощи и фиксацию медицинским работником каких-либо телесных повреждений. По желанию задержанного, к нему может быть допущено конкретное лицо, которое имеет право на занятие медицинской деятельностью.

Не позднее 24 часов с момента задержания лицу должно быть вручено уведомление о подозрении. Если этого не сделано, задержанный должен быть немедленно освобожден.

ВАЖНО!

Даже при условии вручения уведомления о подозрении не позднее чем через 60 часов после задержания лицо должно быть освобождено или доставлено в суд для рассмотрения вопроса об избрании меры пресечения.

Общий срок задержания без решения следственного судьи не может превышать 72 часа.